Проблемы семейных взаимоотношений
- Многие современные семьи, не верующие и живущие по своему усмотрению, испытывают множество психологических и морально-нравственных проблем. Нестроения эти чреваты скандалами, разводами, искалеченными детскими судьбами. Неладная семья-поставщик неврозов, болезней, пьянства и даже правонарушений. В семьях, в которых дела обстоят лучше, супруги часто не знают, кому быть лидером, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливаются раздражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для некоторых лишь пережитки прошлого, архаизм.
- О семейных неврозах написаны и пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: «Каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». В «набат» бьет общественность. 1994 год был объявлен Международным годом семьи.
- С нелегкими проблемами люди обращаются в семейные психологические консультации, к психотерапевтам. Они жаждут советов, «рецептов» счастья. Не раз мне приходилось наблюдать, что рекомендации тех из специалистов, которые понятия о духовности, видимо, не имеют, выглядят примерно так: больше времени проводите порознь, будьте хитрее, заведите любовницу (любовника). Чтобы не создавать «лишних проблем» в семье, рекомендуется планировать рождаемость самыми коварными методами, вплоть до абортов. А тут еще по телевидению и в газетах масса непотребщины: порнография, насилие, магия, колдовство… Скверно все это.
- Убежден, что нельзя помочь человеку, не имея собственных духовных ценностей. Ибо «может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму» (Лк. 6, 39). Как справедливо пишет священник и психолог о. Борис Ничипоров: …»педагоги, психологи, сами не подвизающиеся в преображении ненависти, уныния, раздражительности, гордыни и пр., — не могут помочь ни одному человеку».
- Семье без помощи Божией не построить добрых отношений! Только идя навстречу Богу, возлюбив друг друга через любовь к Творцу, семья обретает подлинное счастье и полноту бытия. Это доказывается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные молитвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему.
- Климент Александрийский называет семью, как и церковь, домом Господним, а Иоанн Златоуст прямо называет семью «малой церковью».
- Епископ Феофан Затворник учит, что семейство устрояет свое благосостояние «внешнее для внутреннего».
Мне хочется привести главные мысли из обращения Патриарха Алексия II к участникам Международного конгресса «Любовь, жизнь, семья», который проходил в Москве в мае 1994 года: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). Этой заповедью христианам указуется и на их первейшее предназначение в этом мире — заботу о духовном и телесном развитии подрастающего поколения. Божественное Откровение ясно говорит о том, что дитя, находящееся в материнской утробе, в полной мере обладает тем же богоподобием, что и всякий другой человек, а его формирование есть проявление Божественного творческого плана. Пророк и псалмопевец Давид так говорит об этом, обращаясь к Господу Богу: …»Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, Боже, и как велико число их» (Пс. 138, 13-17). Чадородие выступает в свете Откровения как великое Божие благословение человеческому роду». - Есть еще одна сложная проблема — подростковый возраст (14- 18 лет). Подразумевается, что он составляет некий переходный этап между детством, с его полной зависимостью от взрослых, и способностью к самостоятельной жизни. Этот возраст не случайно называют «трудным»: поиски себя, становление характера и т.д. Переход от опекаемого детства к известной автономности обнажает и заостряет в числе прочих и слабые стороны личности подростка.
- Закономерен и такой вопрос: можно ли игнорировать бурные нейрогормональные сдвиги в юном организме? Не эта ли биологическая метаморфоза тянет за собой жестокость и агрессивность, криминальные действия? Биологические изменения, как бы интенсивно они ни протекали, сами по себе не могут сделать человека добрым или злым, святым или преступником, нравственным или безнравственным. Человек — это не столько плоть, сколько душа и дух. На путь греха подросток может встать тогда, когда он либо не ведает истинного Бога, либо — отворачивается от Него. Многое зависит и от тех примеров (часто негативных), которые подросток видит во «взрослой» жизни. Бездуховность родителей, пьянство или аморальное их поведение — печальные предпосылки будущей бездуховности подростка.
- Сплошь и рядом распространен так называемый атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом в данном случае люди пренебрегают. Дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не рассказывают. В школе, армии, техникуме или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется.
Cоставил воспитанник 4 курса ЕДПС диакон Николай Слобода по книге «Православная психиатрия» автора Авдеева Д.А.
Спасибо за материал — очень важным оказался.